Секреты старой ярмарки
Поморское
золотное шитье
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта
На западном берегу Белого моря, на территории современной Карелии, в XVII–XVIII веках появилось Поморское золотное шитье.
происхождение промысла
Точно назвать дату сегодня уже нельзя, но Ирина Ильина, профессиональная швея и бывшая школьная учительница, автор проекта по его возрождению, уверена, что это произошло в XVII столетии благодаря старинным монастырям, стоявшим на северной реке Выга, одном из притоков Онеги.
«Поморское, потому что это в Поморье. Дело в том, что все берега Белого моря имеют определенное название. И западное побережье имеет название Поморский берег», — рассказывает она.
Последние годы Ирина Ильина полностью посвятила возрождению промысла
Наследие белянок
«Этих женщин привечали, приютили. Когда идешь с экскурсией, допустим, по поморскому селу Нюхча на берегу Белого моря, экскурсовод рассказывает, что вот здесь, видите, пристройка, вот здесь этих бабушек пестовали, доживали женщины пожилые. В благодарность за то, что их тут приютили, они или хозяюшку этого дома, или ее дочку как раз вот и обучали» — рассказывает Ирина Ильина.
В том числе на международной Маргаритинской ярмарке в Архангельске. Монастырское золотое шитье пользовалось большим спросом и стоило дорого. Но когда со временем монастыри пришли в упадок, белянки разошлись по окрестным деревням. Так постепенно монастырское шитье перешло в разряд народных промыслов. Претерпев, конечно, определенные изменения.
Жившие при монастырях женщины — белянки — зимой занимались вышиванием, а летом продавали вышитые изделия — например, донца к повойникам, традиционному головному убору у крестьян, — на местных ярмарках.
Золотное, а не золотое
Отличалось оно объемностью и праздничным видом рисунка — достичь этого у мастериц получалось благодаря особой технике: золотую нить клали по внешней стороне ткани, не продевая ее на изнаночную сторону.
Или вышивали узор поверх декоративного картона, уже положенного на ткань.
Золотным шитье называется как раз потому, что с его распространением вместо золотых ниток стали использовать золоченые.
«Мы сейчас много памятников имеем, но они настолько разнообразные и по качеству исполнения, и по художественному уровню. Понятно, что тут и народное творчество вмешалось, и великолепное совершенно вот это монастырское шитье тут же. Но памятников много, и мы имеем право говорить о том, что да, вот этот промысел здесь существовал», — говорит Ирина Ильина»
Золотое, или золотное, шитье существовало не только здесь, но и в других районах северо-запада России. Но везде имело свои уникальные особенности.
Местное, например, отличается не только узорами и объемностью, но и формой самих повойников. Овальные, с заострением впереди и сзади, многим они напоминают лавровый лист.
Повойник – это традиционный головной убор, который с давних времен обязательно носили замужние женщины.
Своего расцвета оно достигло к середине XIX века, в то время мастерицы-надомницы шили на заказ, некоторые продавали свои работы на ярмарках. Помимо повойников расшивали и другие изделия — так называемые карманы-лакомники (их носили на пояса вместо сумки или кисета) или пояса.
Увидеть образцы поморского золотного шитья можно даже в Москве — в Российском историческом музее, в витрине, где представлены костюмы поморов из Сумского посада.
Государственный исторический музей
В начале XX столетия золотное шитье постепенно пошло на спад. Виной тому была не только буря событий, закрутивших в тот период страну, но и индустриализация, вслед за которой в деревни пришла городская мода, в которой не было места традиционным золоченым повойникам.
«Скорее всего, уже в начале XX века не вышивалось. Видимо, только донашивалось. Но донашивалось долго, и до сих пор еще носится. Очень уважительно, очень серьезно носится», — говорит наша собеседница.
От просуществовавшего больше двух веков ремесла к нашему столетию остались лишь созданные старыми мастерами памятники да имена и воспоминания отдельных вышивальщиц, собранные исследователями в первой половине XX столетия.
Первый повойник в коллекции Ирины Ильиной до сих пор хранят в музее
История промысла
Два рубля с полтиною...
Возродить его Ирине Ильиной удалось случайно. Будучи учительницей технологии в одной из школ Беломорска, она решила организовать музей-мастерскую. Для этого родителей и учителей попросили принести ненужный дома текстиль. Одна из учительниц принесла два ветхих золоченых повойника. 
«Она сказала, мол, смотри сама — получится что‑то с ним сделать, хорошо. А нет, значит нет», — вспоминает теперь мастерица.
У Ирины и ее воспитанников получилось — очень аккуратно они разобрали головной убор. И вдруг на донце обнаружили написанный с ятями автограф мастера и пометку: «два рубля с полтиною» (на наши деньги — около 7–8 тыс. рублей. — Ред.).
Тот повойник, насколько могли, бережно отреставрировали и передали в Беломорский краеведческий музей, где его можно увидеть до сих пор. Но с этого момента Ирина «заболела» золотным шитьем.
Беломорский краеведческий музей. Фото: https://yandex.ru/maps
восстановление старых секретов
Изучать забытый промысел стали тут же — на базе школьного музея-матерской.
Нашли книги и брошюры, посвященные этой вышивке, поняли, что двигаются в верном направлении, и стали по стежку восстанавливать старые секреты.
В 2016 году мастерскую приняли в состав Беломорского краеведческого музея. Благодаря этому Ирина Ильина смогла работать не только с детьми, но и со взрослыми. В Сумском посаде — селе, которое считалось одним из центров золотного шитья, — начали проводить специальные курсы для местных жителей.
Клуб беломорских золотошвей
А в 2019 году несколько человек, отучившихся на курсах, организовали Клуб Беломорских золотошвей, для того чтобы поддерживать друг друга и учиться вместе. 
«За столом в моей мастерской 8 постоянных посадочных мест. Но бывает, когда 9, тогда я стою и работаю. Это постоянно кто ходит на занятия. Просто вот постоянно. А так, конечно, есть люди, которые занимаются дистанционно и не постоянно приходят. Всего где‑то порядка 10 человек», — говорит Ирина Ильина.
Для самых маленьких проводят «Бабушкин урок»  — курс длительностью около трех лет, во время которых руки маленьких девочек готовят к труду вышивальщиц — развивают моторику, ловкость и владение инструментом.
До последнего времени из всего множества бытовавших в дореволюционное время промыслов в республики сохранялась только особая карельская вышивка. Теперь рядом с ней может встать и золотное шитье.
«Мы сейчас, конечно, берем на себя ответственность. Но, может быть, когда‑нибудь мы тоже достигнем такого статуса народного художественного промысла Северного полуострова. И все это будет жить и развиваться», — мечтает Ирина Ильина.
А с 2021 года по инициативе главы Республики Карелия было создано целое предприятие — «Золотая нить Поморья». Одна из его мастерских находится в Петрозаводске, а вторая
— в Беломорске, на родине золотного шитья.
Слева — карельская вышивка, справа — золотное шитье. Фото: https://rk.karelia.ru
Ручная работа современных мастериц
Клуб беломорских золотошвей. Фото: https://vk.com/club119531558
Ведновская строЧка
Русско-народный промысел ручной вышивки с применением мелкой клетки.
Читать
Читать
Старинное старообрядческое искусство яркой росписи, которое осуществлялось только вручную.
Гуслицкая роспись
Читать
Читать
Удмуртская вышивка
Кропотливое и трудоемкое народное искусство, возникшая несколько веков назад.
Читать
Читать
Крапивное ткачество было важным элементом культуры коренных для Сибири народов.
Крапивное плетение
Читать
Читать
Узнать про другие промыслы
Происхождение промысла
Наследие белянок
Золотное, а не золотое
История промысла
Два рубля с полтиною
Восстановление старых секретов
Клуб Беломорских золотошвей
Другие промыслы
Соц. сети
Меню
О проекте: замысел
Соц. сети
© ООО «МИЦ «Известия»
Возрастные ограничения 18+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77  — 76 208 от 8 июля 2019 года.
Made on
Tilda