Оберег от сглаза
Кто сохраняет узоры
удмуртской вышивки
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта
Истоки
Удмуртская вышивка, возникшая несколько веков назад, — искусство древнее, кропотливое и трудоемкое. На фоне машинной оно постепенно начало теряться. Сохраняют ее дома ремесел, которые можно найти в каждом городе Удмуртии, и самоотверженные мастерицы, живущие в местных селах.
Первые известные образцы удмуртской вышивки археологи обнаружили в могильнике IX–XII веков: в северной части региона преобладали красный и черный узоры, на юге — яркий и разноцветный, а в центральной части — более спокойная цветовая гамма.
Особенности и техника
В качестве основы удмурты использовали гладкий льняной холст без узоров. А вышивали шерстью, гарусом, шелком, серебряными и позолоченными мишурными нитками и даже бумагой. Холст — простой, но живой. Вышивка выполнялась прямо по ткани, без разметки.
«Техника удмуртской вышивки похожа на техники других русских народов, например финно-угорских. У них тоже есть шов‑крестик, шов косой стежок, шов‑роспись. Но все же удмуртская вышивка по‑своему интересна», — рассказывает вышивальщица Людмила Щинова.
С XIX века южные и северные удмурты стали декорировать одежду по‑разному. Например, вышивка народов с севера больше тяготела к традиционной удмуртской вышивке. В ее основе — одежда из белого холста с языческими узорами. Сегодня, как отмечают мастерицы, вышивка центральных, южных и северных удмуртов различается не так сильно, но на каждой «земле» есть свои особенности.
«Север ближе к русским, поэтому на этих территориях в вышивке используют в основном сочетания красного и черного с небольшим дополнением других цветов, как и у русских. Юг ближе к татарам, там яркая цветовая раскраска. А центр как бы в серединке, у них более спокойные краски, меньше цветовых сочетаний», — делится Людмила Щинова.
Вышивка у удмуртов служит оберегом. Красивые узоры должны впитывать негативную энергию злых взоров, объясняет Галина Булдакова. Главный символ в удмуртском ремесле — солярный знак, обозначающий свет, тепло солнца и жизнь. Любят удмурты и лунный знак, ромб, крест. По словам мастерицы Светланы Загребиной, в XX веке стали вышивать и растительными узорами: цветами, листьями, ягодами.
«Шиповник — это самый женский оберег. Он в основном спереди всегда делался, на нагрудниках. Это символ от сглаза. Он защищал, оберегал женщину», — говорит Галина Булдакова.
Вышивка Севера и Юга 
от поколения к поколению
«Как мы вышиваем полотенце — считаем каждую ниточку. Там за основу берутся ниточки. Это очень тонкая работа. Мне нравится, но я не такой уж профессионал.  Меня уже зрение подводит. Глаза во время шитья очень напрягаются», — скромничает Галина Булдакова.
Для всех мастериц образцом для подражания стали мамы и бабушки — они привили любовь к вышивке. Бабушка Галины Булдаковой вышивала крестиком, наверное, поэтому Галине с самого детства нравилось это ремесло. Еще ребенком она и сама стала вышивать, начала с полотенец. А потом пошла в швейное училище. После окончания учебы Галину пригласили в дом ремесел, где она научилась шить и счетной вышивкой, и болгарским крестиком, и косым стежком.
Удмуртская вышивка на полотенце
Подарок от бабушки
«От бабушки мне достался ткацкий станок. И почему‑то мне очень хотелось ткать салфетки, красивые, с узором. Тогда я пошла учиться в Дом ремесел», — вспоминает женщина.
Мама Светланы Загребиной вышивала в молодости, чтобы приготовить приданое. Их, Светлану и ее сверстников, уже не учили ремеслу в семьях. Только в школе учительница труда показывала шитье. А Светлане — еще и индивидуально, потому что она «требовала больше». Основная работа Светланы сегодня связана с документацией. Но в свободное время она вышивает и ткет. Этому она научилась, уже устроившись на работу.
«Бабушка мне еще полоску вышивки оставила. По моей глупости я не расспросила бабушку про вышивку. Даже не знаю, она ли это вышивала или от кого‑то ей досталось. Жалко немножко, упустила момент», — сожалеет Людмила.
Работа настолько тонкая, что некоторым вышивальщицам приходится работать и с лупой, подтверждает Светлана Загребина. Любовь к вышивке Людмилы Щиновой началась с кусочка подола с вышитыми узорами. Его ей подарила прабабушка, и Людмилу заворожил металлизированный меч на ткани из тонкой жесткой поблескивающей нити. В 1998 году женщина стала работать в Доме ремесел. Она подарила часть вышивки от прабабушки музею дома. Для женщины вышивка теперь — не только хобби, но и работа.
Ткацкий станок
преемственность
«Чтобы заработать, я еще делала сувениры — куклы. Но даже часть куклы вышивала. Я вышивку никогда не бросала, независимо от того, какая ситуация была, старалась зарабатывать на куколках, но пыталась вышивку включить буквально во все. Даже имитировала, повторяла узоры, силуэт, орнамент вышивки в вязании. Я стараюсь вышивку не бросать. Неважно, чем я в данный момент занимаюсь, все равно вышивка в моей жизни присутствует всегда благодаря моей прабабушке», — рассказывает Людмила Щинова.
Но во всех домах ремесел есть детские кружки. Чтобы ребята захотели туда прийти, им нужно заранее показать, что такое удмуртская вышивка, — говорят мастерицы.
«Мне кажется, удмуртская вышивка начала теряться, потому что пошли фабричные ткани, узоры. А наше дело передавать почти некому — современная молодежь не любит заниматься вышивкой, ручным трудом. Им бы что полегче. А шитье требует терпения и времени. Только единицы молодых людей идут шить», — сетует Светлана Загребина.
Почти в каждом городе и поселке Удмуртии есть свой Дом ремесел. В них‑то сегодня и обучают вышивке, проводят мастер-классы. Там никогда не откажут в обучении, считают мастерицы. Но шьют в этих центрах, по словам собеседниц, в основном взрослые женщины, молодежь не хочет заниматься ремеслом.
Удмуртский Дом ремесел
«Когда я вышиваю, начинается успокоительный процесс. И даже таблеток не надо, и чай никакой не нужен. И настроение поднимается. Вышивка — это моя медитация», — заключает Светлана.
Одно полотенце она вышивает за две недели, на платье надо два-три месяца, а то и больше. Узоры женщина придумывает сама, за основу берет цветок шиповника или солярный знак.
«Наши надевают (изделия с вышивкой. — Ред.) на праздники, но все‑таки это дорого, что ли. Не могут люди себе позволить. Но в праздники стараются уже надеть что‑то такое народное, с вышивкой. А я сапожник без сапог. Не успеваю для себя еще шить. Вышивка занимает много времени, а у нас есть план по количеству. Надо его
выполнять», — объясняет Галина.
Сапожники без сапог 
Сегодня мастерицы получают много заказов на вышивку: люди лучше стали отличать ручную работу от машинной. Чаще всего такие изделия покупают женщины для себя, но берут и на подарки, а «начальники заказывают для VIP-персон». Особенно вышивкой интересуются туристы. У них популярны украшения для женщин и галстуки, барсетки, ежедневники с вышивкой, обложки — для мужчин. Местные жители просто не всегда себе могут позволить вышитые изделия.
Вышивание — это умиротворяющее занятие
Современное применение удмуртской вышивки
Ведновская строЧка
Русско-народный промысел ручной вышивки с применением мелкой клетки.
Читать
Читать
Уникальный промысел, процветавший на западном поберьжье Белого моря.
Поморское Золотное шитье
Читать
Читать
Старинное старообрядческое искусство яркой росписи, которое осуществлялось только вручную.
Гуслицкая роспись
Читать
Читать
Крапивное ткачество было важным элементом культуры коренных для Сибири народов.
Крапивное плетение
Читать
Читать
Узнать про другие промыслы
Истоки
Особенности и техника
Вышивка Севера и Юга
От поколения к поколению
Подарок от бабушки
Преемственность
Сапожники без сапог
Другие промыслы
Соц. сети
Меню
О проекте: замысел
Соц. сети
© ООО «МИЦ «Известия»
Возрастные ограничения 18+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77  — 76 208 от 8 июля 2019 года.
Made on
Tilda