Завершилась история этого живого промысла, как и в остальных случаях, в начале XX столетия. Правда, по своеобразной причине — после революции 1905 года в стране начались послабления. В том числе был снят запрет для старообрядцев на использование типографской техники. Рукотворные орнаменты оказались не нужны, но не были забыты.
Старообрядцы бережно хранили свои традиции, донося основы церковного искусства, заложенные в XI–XII веках, до нашего времени почти в неизменном виде.
«В основном это были певческие книги, пели старообрядцы по нотам, в унисон, нотную грамоту они записывали с помощью крюков и очень богато орнаментировали свои книги», — говорит Наталия Артемова.
«Рождением своим промысел обязан тогдашним законам Российской империи, потому что старообрядцам запрещалось иметь свои типографии, печатные издания, — рассказывает Наталия Артемова, директор Историко-художественного музея города Егорьевска. — Все богослужебные книги они переписывали вручную. Подобные промыслы существовали в нескольких российских центрах. Это прежде всего Выг, район Архангельска — Петрозаводска, и Ветка в Белоруссии».
Кроме орнаментации богослужебных книг, в этих местах занимались иконописанием, медным литьем крестов и складней.
По разным версиям, в XV веке это могли быть и выходцы из разогнанной Новгородской республики, а в XVII столетии — участники стрелецких бунтов, тем более что стрелецкое сословие в основном придерживалось старообрядчества. Именно сторонники древлеправославия создали знаменитую гуслицкую роспись, сегодня — один из брендов города Егорьевска.
Различные примеры гуслицкого медного литья. Фото: https://ruvera.ru/articles
Книга глаголемая Октай, сиречь Осмогласник. Фото: https://studycalligraphy.com
Трезвоны. Москва: Тип. книгоиздательства «Знаменное пение». Фото: http://www.raruss.ru
Ирмологий певческий. Фото: http://www.raruss.ru
Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского. Писец Федор Мителков. Фото: http://www.raruss.ru