воспоминания о рае
как спасали гуслицкую роспись
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта
Чуть больше чем в 100 км к востоку от Москвы когда‑то находился крупный — и ближайший к столице — старообрядческий центр, Гуслицы.
В XVIII веке Гуслицкая волость была упразднена, сегодня эти места входят в состав Московской области, войдя в состав Орехово‑Зуевского и Егорьевского районов. Здесь продолжали селиться староверы, бежавшие из городов после реформы патриарха Никона.
История Гуслиц
Наследие старообрядцев 
Завершилась история этого живого промысла, как и в остальных случаях, в начале XX столетия. Правда, по своеобразной причине — после революции 1905 года в стране начались послабления. В том числе был снят запрет для старообрядцев на использование типографской техники. Рукотворные орнаменты оказались не нужны, но не были забыты.
Старообрядцы бережно хранили свои традиции, донося основы церковного искусства, заложенные в XI–XII веках, до нашего времени почти в неизменном виде.
«В основном это были певческие книги, пели старообрядцы по нотам, в унисон, нотную грамоту они записывали с помощью крюков и очень богато орнаментировали свои книги», — говорит Наталия Артемова.
«Рождением своим промысел обязан тогдашним законам Российской империи, потому что старообрядцам запрещалось иметь свои типографии, печатные издания, — рассказывает Наталия Артемова, директор Историко-художественного музея города Егорьевска. — Все богослужебные книги они переписывали вручную. Подобные промыслы существовали в нескольких российских центрах. Это прежде всего Выг, район Архангельска — Петрозаводска, и Ветка в Белоруссии».
Кроме орнаментации богослужебных книг, в этих местах занимались иконописанием, медным литьем крестов и складней.
По разным версиям, в XV веке это могли быть и выходцы из разогнанной Новгородской республики, а в XVII столетии — участники стрелецких бунтов, тем более что стрелецкое сословие в основном придерживалось старообрядчества. Именно сторонники древлеправославия создали знаменитую гуслицкую роспись, сегодня — один из брендов города Егорьевска.
Различные примеры гуслицкого медного литья. Фото: https://ruvera.ru/articles
Книга глаголемая Октай, сиречь Осмогласник. Фото: https://studycalligraphy.com
Трезвоны. Москва: Тип. книгоиздательства «Знаменное пение». Фото: http://www.raruss.ru
Ирмологий певческий. Фото: http://www.raruss.ru
Апокалипсис с толкованиями Андрея Кесарийского. Писец Федор Мителков. Фото: http://www.raruss.ru
особенности росписи
«Еще гуслицкие орнаменты отличает обильное золочение. Когда вы открываете некоторые книги, от них буквально исходит сияние», — говорит Наталия Артемова. 
В Гуслицах свои особенности. Одна из главных — в том, что здесь писали штрихами, тонким перышком. Рисунок наносили в несколько слоев — когда в местном музее исследовали эти работы, находили порой по три-четыре слоя. Такая штриховка придавала объем и пышность праздничным цветочным узорам на страницах местных певческих книг.
«Если мы посмотрим выговскую роспись, то она выполнялась кистью, широкими мазками, а в Ветке была точечная роспись, и там присутствует, как правило, черный фон», — рассказывает Наталия Артемова.
В этих старообрядческих центрах роспись была похожей, но мастера вырабатывали собственный, отличный от других стиль.
Пример Выговской рукописи. Фото: https://ruskontur.com
Праздники певческие, конец XIX века. Фото: https://studycalligraphy.com
Райские пионы
Птицы — еще один важный элемент райских садов. Ликующие, щебечущие, спящие, они венчают витиеватые столбики, образовывающие причудливую рамку на заглавных страницах.
«Поэтому в орнаментах — пышные пионы, и розы как символ Богородицы, полевые вьюнки и лютики. Это все сплетается в грандиозные гирлянды, которые на половину листа обрамляют начальную буквицу песнопения, народное барокко поражает воображение», — говорит Наталия Артемова.
Большая часть сюжетов таких росписей — фантазии людей на тему рая. Вдохновение они черпали из окружающей их природы.
Егорьевский историко-художественный музей. Художественный отдел. Фото: https://yandex.ru/maps
Егорьевский историко-художественный музей. Отдел истории. Фото: https://yandex.ru/maps
Новая жизнь старинной росписи
Стилизованные гуслицкие росписи решено было перенести на стены, потолки и карнизы музея, которыми они украшены до сих пор. Интерьеры музея впитали в себя народное представление о прекрасном. Благодаря этому у каждого, кто входит в здание музея, появляется ощущение, что он попал в волшебную шкатулку.
«Он искал то, что мы сейчас называем культурным кодом, музейный образ, который бы отличал наш музей от всех других. Евгений Абрамович ходил по храмам, по историческим гражданским зданиям города, пытаясь нащупать «изюминку» егорьевской земли. А потом мы показали ему местные гуслицкие книги, которые были у нас в коллекции. И когда он их увидел, то сказал: «Вот, я нашел эту самобытность», — вспоминает Наталия Артемова.
Интерес к забытому почти на 100 лет промыслу появился случайно. В 1990-е годы в Егорьевске готовили к открытию новое здание музея, для которого отреставрировали особняк в центре города. Оформлять будущие залы пригласили известного музейного дизайнера Евгения Розенблюма.
Историко-художественный музей города Егорьевска — старейший в Подмосковье. Он появился на основе «Музея русской старины», учрежденного в городе фабрикантом Бардыгиным еще в 1911 году. Сегодня музей активно развивается, а его сотрудники используют новейшие практики в музейном деле. В 2010 году, например, он вошел в тридцатку лучших музеев Европы за высокое общественное качество работы с посетителями и уровень коллекций.
Евгений Абрамович Розенблюм. Фото: https://goslitmuz.ru
возрождение росписи
«Этот культурный код начал бурное развитие, потому что город интегрировал его в свою среду. Он используется и в городских почетных грамотах, в оформлении улиц, исследуется и изучается в школах как свое самобытное наследие, которое дошло до наших дней», — говорит Наталия Артемова.
Для этого сотрудники тщательно изучили технологию росписи. На основе лучших сохранившихся образцов профессиональные художники разработали образцы сувенирной продукции, заказы на которые музей и сегодня размещает у обученных в рамках курса мастериц-надомниц. В 2015 году курс повторили и провели его уже в городе. А потом наладили сотрудничество с местной обувной фабрикой, которая стала снабжать мастериц остатками кожи для изделий. Орнаменты воспроизводятся на кожаных изделиях, деревянных заготовках, шелковых платках, фетре, значках и др.
Важным оказался и этический вопрос — поскольку изначально речь шла о певческих книгах. В музее специально консультировались со старообрядческими священниками, чтобы убедиться, что использование росписей на сувенирах не претит чувствам верующих. Однако этим новая жизнь гуслицкой росписи не ограничилась — возрожденный промысел быстро прижился в Егорьевске.
Открыв для себя красоту старинных орнаментов, музейные работники предложили учащимся художественного отделения местного педагогического колледжа разработать курс по гуслицким орнаментам на основе музейных коллекций. Но в таком формате гуслицкие орнаменты все равно существовали только как дипломные работы в единственном экземпляре, а хотелось возродить этот промысел, дать ему вторую жизнь.
В 2014 году музей придумал собственный проект — на средства гранта конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» от Фонда Тимченко сотрудники начали обучать женщин из села Шувое, где когда‑то этот промысел существовал и до сих пор сохранился старообрядческий храм, в котором поют по крюкам по старинным книгам.
Мастер-класс по гуслицкой росписи
Сувениры по Гуслицкой росписи. Фото: https://vk.com/v.egorievsk
Старообрядческий православный храм Святой и Живоначальной Троицы. Фото: https://ru.wikipedia.org
Ведновская строЧка
Русско-народный промысел ручной вышивки с применением мелкой клетки.
Читать
Читать
Уникальный промысел, процветавший на западном поберьжье Белого моря.
Поморское Золотное шитье
Читать
Читать
Удмуртская вышивка
Кропотливое и трудоемкое народное искусство, возникшая несколько веков назад.
Читать
Читать
Крапивное ткачество было важным элементом культуры коренных для Сибири народов.
Крапивное плетение
Читать
Читать
Узнать про другие промыслы
Меню
История Гуслиц
Наследие старообрядцев
Особенности росписи
Райские пионы
Новая жизнь старинной росписи
Возрождение росписи
Другие промыслы
Соц. сети
О проекте: замысел
Соц. сети
© ООО «МИЦ «Известия»
Возрастные ограничения 18+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76 208 от 8 июля 2019 года.
Made on
Tilda