история ведновской строчки
Маркетинг от маленькой артели
Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта
Ведное — большое село в Тверской области, родина ведновской строчки.
Особенна она тем, что, в отличие от большинства других случаев, промысел в том виде, в каком мы его знаем и ценим, появился и расцвел не до революции, а уже в XX столетии — в 1928 году. Инициаторами стали несколько местных вышивальщиц.
Женское решение
«По одной из версий, случился неурожай, и женщины задумались вообще как жить, как с этим бороться. И решили создать артель. Они подумали: «А что мы умеем делать? А что сейчас в моде, вышивка? Давайте будем вышивать», — рассказывает сотрудница Тверского областного Дома народного творчества, вышивальщица Надежда Баринова.
Возглавила артель Наталья Никитична Щепоткина — она же ходила на ярмарки, в том числе в Тверь, где артельщицы продавали вышивку, а на вырученные деньги покупали нити и материалы для новых работ.
как мастерицы изменили вышивку
В основу их изделий легла традиционная для многих регионов строчевая вышивка — она бытовала на территории современной Тверской области еще до революции. Однако мастерицы Натальи Щепоткиной решили процесс существенно усовершенствовать.
Прежде всего, они укрупнили рисунок вышивки, взяв за основу сетку, каждая клетка которой по размеру напоминала тетрадную. Старые образцы, объясняет вышивальщица Надежда, были намного мельче. Но это значило, что и времени на их изготовление уходило бы куда больше. Этот шаг позволил ускорить работу мастериц, а саму вышивку сделал более зрелищной.
Во‑вторых, они воспроизводили в своих работах популярные тогда так называемые «мыльные» рисунки — то есть те, которые можно было встретить на этикетках от мыла и парфюмерной продукции. Так сформировалась подборка типичных для их вышивки узоров: розы, виноградные лозы и геометрические формы.
Современные работы мастериц. Фото: соц. сети проекта «Ведновская строчка»
Местное ноу-хау
Мастерицы следили за тем, чтобы производить товары, которые пользовались в то время спросом: это всевозможные салфетки, накомодники, накидки, которыми накрывались постели. Но главная революция заключалась в другом.
«Это действительно было их ноу-хау — они обрезали иголку. Обыкновенная в длину 3,5–4 см, а они обрезали ее до 2 см. Когда я, как мастер, попробовала это сама, стало понятно, что разница — как между тапочками и кирзовыми сапогами. С каждого движения при обвивке сетки, а это кропотливая работа, у них экономились секунды», — говорит Надежда Баринова.
Уменьшение длины иголки существенно упростило и ускорило движения, позволив существенно увеличить количество выпускаемых изделий. Так простые женщины из Тверской губернии, смогли переосмыслить старинное вышивальное мастерство, чтобы помочь селу выжить. 
от артели к собственным цехам
Постепенно к ним присоединились жительницы окрестных сел. Сначала все они собирались на дому, но артель оказалась настолько успешной, что к 1950-м мастерицы работали уже в пяти домах. Позднее в Ведном появился филиал крупного тверского предприятия — цеха действовали здесь до 1990-х годов.
В XXI веке спрос на вышивку — трудоемкую и длительную в исполнении — постепенно стал сходить на нет. Филиал в Ведном был закрыт. И хотя в деревне оставались мастерицы-надомницы, которые по‑прежнему работали на тверское предприятие, среди широкой аудитории память о ведновской строчке начала стираться.
Фрагмент подзора. Фото: https://odnt-tver.ru
как мастерицы изменили вышивку
Тверской областной Дом народного творчества. Фото: https://vk.com/odnttver
Возрождение интереса
В 2012 в Ведное отправилась большая экспедиция Тверского областного Дома народного творчества. Ее участники изучили оставшиеся образцы работ, поговорили с оставшимися в Ведном и соседних селах вышивальщицами и внесли подробную информацию об их работе в каталог.
«Вы не поверите, у этих бабушек, которые, сейчас, к сожалению, одна за другой уходят, у каждой похоронные комплекты вышиты своими руками — а это покрывала по 2 метра», — вспоминает участница этой экспедиции, Надежда Баринова. 
А в 2021 году в ведновской библиотеке появилась тематическая экспозиция, посвященная местному промыслу. Ее открыла жительница Рамешковского района Людмила Баринова, глава районного туристско-информационного центра. Эта экспозиция стала ее первой работой на новом посту. Но с ведновской строчкой она к этому моменту была уже знакома — за несколько лет до этого, рассказывает Людмила, будучи в декрете, она пришла на мастер-класс, организованный для местных детей.
Ведновская сельская библиотека. Фото: https://yandex.ru/maps
Влюбленные в вышивку
Одна из мастериц и популяризаторов ведновской строчки, Татьяна Александровна Пирогова, начала вести при ведновской библиотеке кружок, обучая детей искусству местной вышивки. Позднее она переехала в другое село и продолжила свою работу там, а занятия с ведновскими детьми взяли на себя сотрудники библиотеки. Так постепенно география ведновской строчки снова стала расширяться. В 2023 году кружок появился и в райцентре
— Рамешках. Теперь уже для взрослых.
«Ко мне на экскурсию, на экспозицию «Верная строчка» приехали жители нашего поселка Рамешки. И они тоже влюбились так же, как и я. И когда я им предложила сделать кружок, предложили просто один раз прийти, например, розочку вышить. И вот так мы уже вышиваем третий год», — вспоминает наша собеседница.
Рамешковская центральная библиотека. Фото: https://www.culture.ru
Местные работы мастериц
Вместе с этим кружком в Рамешковском районе, не считая Твери, где тоже могут быть обученные мастера, ведновской строчкой занимаются 10–15 человек, в том числе и дети.
Взрослые любительницы вышивки становятся все старше, заниматься такой мелкой работой им нелегко, но пока никто занятий не бросает, потому что все «влюблены в ведновскую строчку», говорит Людмила. Сейчас этот маленький кружок готовит к выпуску собственную коллекцию современной одежды, выполненную в местных традициях. Но основные планы по развитию лежат в направлении туризма, говорит Людмила Баринова.
«Конечно, можно вышить по запросу что‑то большое. Но, например, когда мои мастерицы это вышивают, это занимает два-три месяца работы. Понятно, что чтобы окупить затраты по времени и на материалы, изделие должно стоить очень дорого, мало кто сможет себе это позволить. А вот небольшая сувенирная продукция
— другое дело», — говорит она.
Примеры современных изделий
Уникальный промысел, процветавший на западном поберьжье Белого моря.
Поморское Золотное шитье
Читать
Читать
Удмуртская вышивка
Кропотливое и трудоемкое народное искусство, возникшая несколько веков назад.
Читать
Читать
Старинное старообрядческое искусство яркой росписи, которое осуществлялось только вручную.
Гуслицкая роспись
Читать
Читать
Крапивное ткачество было важным элементом культуры коренных для Сибири народов.
Крапивное плетение
Читать
Читать
Узнать про другие промыслы
Введение
Женское решение
Как мастерицы изменили вышивку
Местное ноу-хау
От артели
к собственным цехам
Возрождение интереса
Влюбленные в вышивку
Другие промыслы
Соц. сети
Меню
О проекте: замысел
Соц. сети
© ООО «МИЦ «Известия»
Возрастные ограничения 18+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 
— 76 208 от 8 июля 2019 года.
Made on
Tilda